Обслуживание и эксплуатация прицепов-конвозок Humbaur на примере двух местной коневозки Humbaur Spirit
Мы выставили на продажу прицеп-конвоз Humbaur Spirit. Это двухместная конвозка немецкого производителя Humbaur. Объявление на страничке Продаётся прицеп-коневозка для первозки двух лошадей.
Здесь расскажем о некотрых правилах и технических особенностях эксплуатации таких прицепов. В статье используется информация с официального сайта Humbaur, а также описывается наш опыт и советы, которые мы даёт как результат нашего владения и первозки лошадей с 2013 года. Сразу отметим что мы не занимались комерческой перевозкой лошадей, а испольлзуем конвозки для оказания наших услуг по доставке лошадей с наших конюшен на праздники и мероприятия. Страничка услуги на нашем сайте Доставим красивых и ухоженных лошадок и пони на мероприятие.
Перевозка лошадей на Humbaur Spirit. Погрузка и выгрузка лошадей
Прицеп-коневоз Humbaur Spirit является по российским нормам специализированным транспортным средством. А стало быть его эксплуатация требует соблюдения технических и юридических норм. Водитель должен обладать категорией BE, а сам тягач должен иметь соответствующие технические требования. Иначе говоря, не любая легковая машина может эксплуатироваться как тягач для двухместного прицепа-коневозки. А к категории B нужно получить ещё E. В качестве тягача можно использовать полноценные внедорожники или пикап. В России чаще всего в качестве машины-тягача используют Toyota Prada или Mitsubishi L200. Мы же для транспортировки нашего Humbaur Spirit используем внедорожник Ssang Yong Kyron. В частности на страничке Внедорожник Ssang Yong Kyron как тягач для прицепа-коневозки Humbaur Spirit.
Можно встретить в качестве тягачей небольшие фургончики(минивены) типа Volkswagen Transporter. Категорически в роли тягача нельзя использовать маленькие обычные машины или кроссоверы. При выборе тягача нужно смотреть, чтобы он был полноприводным, обладал необходимой разрешенной массой (для прицепа-коневозки не ниже 2 тон) и в справочнике по эксплуатации было указано что допустимая масса буксируемого прицепа не ниже 2т.. Этим параметрам удовлетворяют приведённые выше примеры.
Как соединять прицеп-коневоз с тягачом
Для сцепки прицепа с машиной используется шаровое сцепное устройство. То правильно ли Вы присоединили прицеп можно понять по индикатором. После сцепки убедится, что нигде не появились на сцепном устройстве красные индикаторы (см. картинка ниже).
Для их правильной сцепки нужно подъехать к прицепу. Прицеп заранее с помощью пятого (стояночного) колеса нужно выставить хотя бы примерно на нужную высоту. Раскрыть сцепное устройство (рычаг поднять вверх-4). Вращая стояночное колесо опустить сцепное устройство на шар, он должен защёлкнуться. Убедиться что появились зелёные индикторы в области соответствующей индикации(3-если сцепка произведена правильно появится зелёный индикатор). Если красный индикатор не исчез, то прицеп соединён неправильно, нужно повторить процедуру заново, если не получится обратитесь в сервисную службу. Только после соединения прицепа с тягачом можно приступать к погрузке лошадей. За рычаг (4) перемещать прицеп не рекомендуется, если понадобиться подкатить прицеп под фаркоп, то нужно использовать специальную ручку или если нет тяните за раму.
Это очень важно грузить лошадей после того как будет произведена правильная сцепка коневозки с тягачом. Грузить лошадей в противном случае категорически запрещено, так как любые манипуляции с прицепом возможны только когда он пустой. В случае погрузки лошадей это связано с тем,что стояночное колесо -это вспомогательный элемент прицепа, который нужен для облегчения сцепки или кратковременных недалеких перемещений, когда прицеп стоит на парковке. Когда прицеп стоит на парковке и Вы решите погрузить туда лошадей, то под нагрузкой пятое колесо может не выдержать и прицеп опрокинется, что может вызвать панику лошадей, что опасно. Да и просто пустой прицеп цеплять к машине легче и удобнее. Так как коневозка без груза легко поддаётся к перемещению в ручную.
Если Вам нужно перевести одну лошадь в двух местном прицепе-коневозе, то грузить её нужно так как, как показано слева на рисунке.
Она должна стоять в отсеке слева головой вперёд по ходу движения. Перевозить одну лошадь по-другому не рекомендуется(погрузка как на рисунке справа неправильная), так как если в процессе движения правая гружёная часть прицепа окажется на обочене а левая нет, то коневозку может занести из-за разности в трении и опрокинуть, так как нагрузка разная.
После погрузки не забудьте зафиксировать задние и передние ограничители лошади и закрыть трап.
При правильном закрытии ручки трапа запирающий крюк(1) должен войти в паз (3), а прижимная пружина(2) зафиксироваться так, как изображено на картинке слева ниже.
Очень важно убедиться, что пружина встала корректно. Без пружины или её некорректного фиксажа ехать не разрешается, если пружины не будет, то в результате движения и возможной вибрации крюк может выйти из паза и трап откроется в процессе движения, что может спровоцировать аварию.
Перед началом движения проверьте, чтобы в коневозки не было вещей, которые не закреплены или закреплены плохо.
В зимней период, если накануне были снегопады, то снег может налипать к крыше коневозки, поэтому его стоит убрать, так как если он в процессе движения скатится, то может создать шум из-за чего лошади могут напугаться.
Сзади рекомендуется разместить табличку оповещающая участников движения о том, что едут лошадки. Как показал наш опыт такая табличка привлекает внимание водителей транспортных средств, помогает при перестроениях, а на парковке с её помощью Вы зарезервируете необходимое расстояние для открытия трапа.
Сцепное устройство и его обслуживание на примере коневозки Humbaur Spirit
Принцип действия и конструкция шаровых сцепных устройств очень простое, поэтому требует лишь регулярной смазки и бережного отношения. Шар у машины не должен быть грязным, регулярно смазывайте его, когда она эксплуатируется без прицепа, лучше держать в специальном колпачке, а само прицепное устройство нужно смазывать.
Прицеп-коневоз оборудован тормозами. Они очень важны и являются важным элементом, обеспечивающий безопасную перевозку лошадей. Их необходимость очевидна, если вспомнить немного начала элементарной школьной физики. С точки зрения физики мы имеет не жёстко связанное движение двух массивных тел: машина-тягач и прицеп-коневозка. Любое тело обладающее массой имеет свойство инерции, то есть если такое тело движется с какой-то скоростью, то мгновенно оно остановиться не может. Вспомните, что происходит с пассажиром в автобусе, когда автобус резко тормозит, пассажир по инерции наклоняется вперёд, это и есть эффект инерции. Возвращаясь к движению машины с коневозкой, получается, что если машина затормозит, то коневозка мгновенно не остановится, а будет упираться по инерции в фаркоп, а если торможение было экстренным, то может в результате сломать фаркоп и врезаться в автомобиль. Поэтому чтобы такого не происходило на прицеп устанавливают инерционные тормоза наката. Их принцип действия очень прост. И явно заложен в их названии. Когда машина тормозит, прицеп по инерции накатывается на фаркоп и срабатывает тормозная система, прицеп тормозит вместе с автомобилем. На нашем Humbaur Spirit установлена тормозная система от немецкого производителя AL-KO. Рассмотрим принципы её работы и обслуживание.
Тормозная система AL-CO и её обслуживание
Прицепы-коневозки оборудованы тормозами. Типы тормозов разные. Наш прицеп Humbaur Spirit оборудован инерционным тормозом наката компании AL-KO. Рассмотрим их строение и как они работают.
Мы не пишем инструкцию по обслуживанию тормозов, поэтому не будем вдаваться в технические тонкости, но считаем, что владельцы коневозок должны понимать суть работы тормозной системы, чтобы понимать какие запчасти нужны для её обслуживания.
Итак предположим машина тормозит, коневозка по инерции накатывается на фаркоп. Сила наката передаётся на цилиндрический шкив, который находится в области 5 (рисунок справа). Под действием этой силы шкив откатывается в противоположную накату сторону, в результате чего натягиваются тросы (1 смотрим справа), которые передают натяжение тормозу через механизм, который слева обозначен цифрой один. В результате чего тормозные колодки (2) расширяются блокирует движение колёс, коневозка тормозит. Посмотрите внимательно на цифру три на картинке, если присмотрется, то можно увидеть за левой колодкой пружинку, она отвечает за задний ход, когда коневозка сдаёт сзадом, пружинка 3 натягивается и ослабляет натяжение колодок (2), в результате чего коневозка едет назад. Механизм 4 позволяет регулировать просвет колодок, он нужен для настройки тормозной системы и позволяет добиться плавного торможения коневозки.
Как видно, тормозная система очень простая. В процессе эксплуатация понадобиться менять колодки, а остальные части по мере надобности. Как правило, колодки отдельно не продаются, а предлагаются вместе с остальными частями системы (1,3,4), тросики (1), если порвались в случае необходимости можно купить отдельно. В области 5 если регулярно обслуживать, проводить смазку, то вряд ли что-то понадобиться менять. Мы меняли там только гофру (пыльник).
Электрика прицепа-коневозки Humbaur Spirit и её обслуживание
Прицепы коневозки Humbaur оборудованы всем необходимым освещением.
Её работу обеспечивает розетка, с помощью которой она подключается к электрики машины-тягача. У коневозок Humbaur бывают семи контактные и тринадцати контактные розетки. У нашего Humbaur Spirit стоит 7 контактная розетка.
Наш опыт показал что провода к контактам лучше припаивать. Обычная скрутка недолговечна и быстро окисляется. Если прицеп некоторое время не используется, то контакты могут окислиться, в таком случае для восстановления контакта можно обработать их обычной ведешкой (WD).
В качестве заключение приведём чек-лист, который рекомендуется делать владельцу коневозки, когда возникает необходимость перевозить лошадей.
- Проверить шины
Производитель(Humbaur) запрещает накачивать их выше трёх атмосфер. Мы накачивали 2,6-2,8 атмосферы. Если собираетесь перевозить лошадей далеко, помимо этого проверьте ещё наличие запасного колеса у коневозки. От пробоя шины в дороге никто не застрахован, поэтому если Вы будете перевозить лошадей, то нужно быть увереным, что в случае чего без проблем замените пробитое колесо. Кстати пятое запасное колесо должно быть и у машины, к которой ципляется прицеп-коневозка. В необходимости запасных колёс мы убедились лично. Как-то у нас случился пробой правого заднего колеса у Humbaur Spirit, в ней ехали две лошади, запаски не было, нам пришлось искать шиномонтаж, дело уже было вечером ближе к ночи на Киевском шоссе, с большими унервами, потерей кучи времени, денег мы решили вопрос, но этот случай научил нас держать пятое колесо на готове, когда везёшь лошадей.
- Проведите сцепку коневозки с машиной, убедитесь, что нет красной индикации на сцепном устройстве
Выше мы рассмотрели примерный алгоритм для сцепки коневозки с машиной. Главное помнить у сцепного устройства есть индикаторы, которые после сцепки должны быть зелёными. Когда машина эксплуатируется без коневозки, следите за чистотой шара фаркопа, используйте для этого специальный защитный колпачок, производите регулярную смазку.
- Убедитесь в работоспособности электрики.
Как известно, на дороге важно быть понятным для всех участников движения, поэтому следите за работоспособностью электрики конвозки, особенно задних фонарей. Задние повортники, стоп-сигнал и габариты конвозки должны работать всегда, когда Вы везёте лошадей.
Три этих пункта являются основной безопасной транспортировки лошадей. В качестве дополнительного можно напомнить, что не лишним будет сзади прикрепить табличку, предупреждающую о том, что едут лошади. Как правило на неё обращают внимание сзади едущие машины и держут дистанцию, а на парковки такая табличка позволит Вам оставить место для открытия трапа коневозки для погрузки лошадей. Табличка может выглядит по-разному. Например, вот так.
Материал подготовил Рогов А.А., владелец прицепа-коневозки Humbaur Spirit. Для статьи я использовал материала официального сайта Humbaur, а также собственный опыт владения прицепа. Цель статьи познакомить будущего владельца с прицепом, рассказать на что нужно обращать особое внимание при траспортировки. Мой Телеграм для связи Артём Рогов.